Главная О нас Типография ТРИАДА ЛТД в прессе Издательство «КУРСИВ», журнал «Формат» №1, 2008 «Кооперация типографий. От теории к практике»

В последнее время динамика развития отечественного рынка полиграфии характеризуется постепенным ростом конкуренции между типографиями. Несмотря на это, имеется значительный потенциал для развития отдельных направлений отрасли. Свидетельство тому — сохраняющаяся тенденция к диверсификации отечественных типографий, другими словами — расширение поля деятельности, появление новых предложений в ассортименте услуг, что возможно только при наличии незанятых ниш на рынке. Для осуществления этой стратегии требуются, в первую очередь, инвестиции в расширение производственных фондов и привлечение дополнительных кадров. Поэтому в большей степени такая стратегия характерна для средних и крупных предприятий, которые прошли три основные стадии роста: внедрение на рынок, поиск новых клиентов и выход на новые для себя рынки.

Дальнейшее развитие типографии возможно также в рамках противоположной стратегии — сужения специализации, что подразумевает концентрацию на тех видах производимой продукции или предоставляемых услуг, которые способны обеспечить значительное конкурентное преимущество данному предприятию в долгосрочной перспективе. Исследования, проводимые западными специалистами, показывают, что большинство европейских типографий идут именно по пути специализации: стремятся занять определенную нишу, в которой они будут иметь устойчивые конкурентные преимущества.

В то же время концентрация на отдельных видах услуг предполагает кооперацию типографий и объединение производственных возможностей — это требуется для создания замкнутого производственного цикла.

Тенденция к кооперации становится все более заметной и на отечественном полиграфическом рынке. Причина этого — снижение общих затрат за счет разделения операций и оптимальной загрузки производственных фондов и ресурсов. Однако первый шаг в этом направлении предпринять нелегко: отсутствуют налаженные интегрированные связи между типографиями. Кроме того, уровень ответственности зачастую низок.

В качестве примера можно привести случай из нашей практики. Для выполнения выборочного УФ-лакирования квартальных календарей мы воспользовались услугами сторонней организации. После того как лакированные календари были доставлены в нашу типографию, выяснилось, что в упаковке не хватает 150 экз. В результате нам пришлось печатать недостающий тираж и снова везти их на лакирование. Как следствие, заказ был отправлен клиенту на четыре дня позже оговоренного срока.

Подобные примеры характерны не только для полиграфического рынка, но и в целом для российской промышленности. В условиях повсеместной автоматизации производственных процессов подобные случайности нарушают последовательность операций и сдвигают сроки изготовления тиражей. Помимо этого, передавая услугу «на сторону», типография теряет контроль над качеством продукции.

На российском рынке эффективность кооперации часто определяется степенью партнерских и доверительных отношений между типографиями. Такая схема сотрудничества типична для крупных предприятий, которые стремятся обеспечить прозрачность коммуникаций и соблюдать взаимные интересы.

Обозначенные выше проблемы в сфере кооперации, а также рост заказов, требующих выполнения специализированных операций, вынуждают руководство типографии задумываться о расширении собственного производства и приобретении нового оборудования. Определенное значение здесь имеет правильный расчет нормы рентабельности и срока окупаемости оборудования.

В большинстве случаев инвестиции оправдывают себя, если новое оборудование может быть интегрировано в технологическую цепочку предприятия.

Например, в нашей типографии перед покупкой новой шестикрасочной печатной машины КБА Rapida 74-6+L UV был проведен тщательный анализ производственных возможностей оборудования и его функциональной совместимости с уже имеющимся парком машин. Во-первых, был учтен тот факт, что две печатные машины типографии Rapida 74-4 и 74-5+ALV загружены полностью, и поэтому имеется потенциал для дальнейшего расширения производства — запуска новой машины. Во-вторых, мы получаем дополнительное преимущество для реализации сложных заказов за счет использования гибридной технологии, которая открывает широкие возможности для печати УФ-красками на различных материалах, в том числе на бумаге плотностью от 65 г/м2 до 300 г/м2, картоне толщиной до 1 мм, а также на всевозможных невпитывающих материалах. В-третьих, высокая производительность машины (до 18 тыс. отт/ч), наличие трех УФ-сушек, а также возможность выборочного УФ-лакирования в один проход с печатью позволяют оперативно выполнять услуги УФ-печати для рекламных агентств и типографий.

Таким образом, в результате грамотного подхода к инвестированию нам удалось функционально расширить и дополнить линейку печатных машин Rapida, а также обеспечить автоматизацию сплошного и выборочного УФ-лакирования.

Если типография выбрала стратегию специализации и выпускает строго определенную продукцию или предоставляет отдельные полиграфические услуги, то единственный вариант дальнейшего роста — приобретение высокотехнологичного специализированного оборудования, способного обеспечить конкурентное преимущество в выбранном направлении. А для предприятия, которое располагает значительным производственным и кадровым потенциалом и имеет возможность сконцентрировать усилия на широком ассортименте услуг, большое значение имеет универсальность оборудования.

Еще один пример. В декабре прошлого года в нашей типографии была установлена новая машина КБС Wohlenberg Quickbinder с опцией PUR-клея. Машина является универсальной по многим параметрам. Во-первых, благодаря технологии PUR-клея она позволяет работать с блоками из бумаг различной плотности и фактуры, при этом толщина блока может варьироваться от 3 до 70 мм. Во-вторых, в Quickbinder предусмотрены клеевые секции для холодного и горячего клея, при этом узел одного типа легко перемещается на транспортных колесах и меняется на узел другого типа. В-третьих, на машине можно изготавливать до 10 различных видов переплета, в том числе распространенную на Западе «швейцарскую» брошюру.

В результате мы получили определенный объем заказов на книжно-журнальные изделия, которые до этого времени скреплялись нитками. По мере роста осведомленности наших клиентов о преимуществах PUR-технологии доля таких заказов постоянно растет.

В заключение можно отметить, что, несмотря на постепенное проникновение западной культуры в российскую экономику, говорить о специализации отечественного рынка полиграфии пока рано. Для этого необходима налаженная инфраструктура, а также набор правил, которые будут регламентировать взаимоотношения между типографиями.

До тех пор оптимальной стратегией будет являться создание простой и удобной схемы прохождения заказа внутри собственного производства за счет повышения автоматизации технологического процесса, а также ориентация на высокий уровень сервиса для клиентов типографии.

[закрыть]